И все же этот очень сложный инструмент произошел от простейшего «монохорда» - ящика с одной-единственной струной, на которую были нанесены музыкальные интервалы. Такие «звуковые ящики» были также у цимбал и псалтериона во времена Ветхого Завета. Играющий перебирал струны, пощипывая их.

Приблизительно в 1000 году новой эры Гвидо д'Арецц изобрел передвижную подставку для монохорда и увеличил количество клавиш и струн. В таком виде инструмент был распространен вплоть до XVI века.

Одним из самых привлекательных инструментов, полученных усовершенствованием монохорда, был клавикорд. В нем появилась медная деталь - «колок». Его давление производило вибрацию струн, и, как результат, достигался звук инструмента, который мог усиливаться или ослабляться по воле музыканта.

Наиболее близок к клавикорду был спинет - продолговатый инструмент с диапазоном в четыре октавы, звучание которого также достигалось перебором струн.

В середине XVII века популярным стал клавесин. Инструмент этот крупнее и клавикорда, и спинета и обычно имеет две клавиатуры. По форме он похож на большое фортепьяно. Звук из его струн извлекается при помощи крохотных перышек.

И, наконец, в 1709 году Бартоломео Христофори придумал систему молоточков и применил ее для создания на основе клавесина нового инструмента - фортепьяно. Использование молоточков позволило навсегда покончить со скрипучим звуком, которого нельзя избежать в более примитивных инструментах. Первым композитором, который ввел фортепьяно в широкое употребление, был Бетховен.