Том I - (А - Аколла) - 1926

Сохрани себе и расскажи друзьям!

 

АБЕЛЯР (Abelard), Петр, выдающийся франц. философ, богослов и поэт. Род. в Бретани в 1079. Блестящая преподавательская деятельность, а также талантливые и яркие выступления А. против господствовавшего в то время мистического направления в богословии создали ему уже в ранние годы широкую популярность. Ясностью и остротой мысли и ораторским талантом А. приобрел громадную популярность, привлекая в Париж огромные кадры слушателей из разных стран Европы. - В вопросах философии А. занял среднюю позицию между номиналистами (см.) и реалистами, выдвинув теорию, позднее названную концептуализмом (см.) (общие понятия - «универсалии» - являются не реальностями, как утверждают реалисты, и не простыми словесными обозначениями, как говорили номиналисты, но обозначают собой то общее, что в вещах имеет реальность). В развитии средневековой философии А. сыграл крупнейшую роль. Смелый рационалист («Аристотель своей эпохи», как называли его современники), А. дазал решительную постановку основным вопросам богословия, что повело к обвинению его в ереси и ожесточенным преследованиям со стороны его врагов. А. был основателем того направления в схоластике, к-рое пыталось постичь разумом сущность религии. Один из ожесточенных его противников, мистик Бернард, указывая, что авторитет разума А. ставил превыше всего, обвинял его в том, что он «не желал веровать в то, чего он не расколол предварительно рассудком». Основные разногласия А. с мистиками выражались в его словах: «понимаю, чтобы верить», - в то время как мистики говорили: «верю, чтобы понять». А. признает божественное откровение, но считает, что св. писание, как продукт творчества отдельных лиц, а также эпохи, подлежит критике разума. Отсюда необходимость изучения библейских первоисточников. В своем нашумевшем сочинении «Sic et non» («Да и нет») А. приводит огромное количество цитат церк. текстов, дающих прямо противоположные ответы на одни и те же вопросы. «Вера, но просветленная разумом, недостойна человока», - восклицает А. устами своего философа в «Диалоге». У А. можно видеть зародыши исторической критики библии, что повело к крупным конфликтам ого с «отцами церкви». Церков. соборы в 1121 и 1142 дважды жестоко осудили еретич. книги А., к-рые были торжественно преданы сожжению. Вся богословская теория А. исходит из философской, а не религиозной идеи абсолютного существа, - и в этом основная трагедия А., поскольку он хотел остаться верным сыном церкви. В его понимании бог может быть наивысшим и совершеннейшим богом только в том случае, если он олицетворяет в себе мудрость, благо и мощь. Могущество и воля бога совпадают. Бог не может того, чего он не хочет, но он и не может хотеть того, что противно мудрости и благу. В освещении вопроса о происхождении понятий А. приближается к сенсуалистам (см.). Чувственные понятия перерабатываются воображением и разумом. Постичь какое-либо понятие невозможно без чувственных образов. Не лишены интереса и большого, по тому времени, значения положения А. в вопросах этики, в к-рых можно найти черты, близкие к Канту. Греховен, по мнению А., не самый поступок, а решимость к действию, т.-е. намерение нарушить нравственный закон. Перенос центра тяжести поступка на моральное сознание А. проводит очень последовательно. Люди, распявшие Христа, по его мнению, невиновны, если были убеждены в своей правоте. Этот пункт, а также философские рассуждения А. о боге признаны были еретическими и послужили главными обвинениями против А. - Личная жизнь А. полна глубокого трагизма. В расцвете славы он полюбил 18-летшою племянницу каноника Фульберта, Элоизу, увез ее и тайно повенчался с ней. Возмущенный Фульберт напал на А. и подверг его кастрации. Жестокие нравств. и физич. страдания побудили А. постричься в монахи. Его примеру последовала Элоиза. Дальнейшие преследования еще более ожесточили А., он вынужден быт прекратить преподавательскую деятельность, замкнулся в себе, превращаясь в сурового аскета и монаха, удаленного от жизни. Однако, этот период продолжается недолго: уступал настойчивым просьбам учеников, А. возобновляет прерванную преподавательскую и литературную работу; начинается второй, еще более блестящий период его деятельности. Число учеников и последователей его росло, росло и озлобление со стороны реалистов и церковных мистиков. Умер А. в 1142. А. можно считать прямым предшественником гуманистов. Он первый с особой силой противопоставил средневековому авторитету церкви авторитет разума и науки, и его личная и общественная трагедия была первым крупным конфликтом между нарождавшимся буржуазным свободомыслием и косностью феодализма. А. весь полон глубоких внутренних противоречий. Оставаясь верным сыном церкви, он хотел вооружить ее оружием науки, несовместимой по существу с духом религии. Ставя очень высоко авторитет разума, А. все же говорит, что «не хотел бы быть Аристотелем, если бы это отдалило его от Христа». А. потому и погиб, что хотел служить религии путем безнадежной попытки помирить интересы церкви с основами науки, разума и знания. Как поэт, А. известен но столько своими латин. стихами, сколько знаменитой перепиской с Элоизой, где интимные лирические переживания переплетаются в прекрасной безыскусственной форме с глубокими философ. мыслями о вселенной, о силе разума и науки и пр. Сочинения А. были изданы на латинском яз. Кузеном (1836-49-59). На русск. яз. переведена только «История моих бедствий» (1902), посвященная роману с Элоизой.

Об А. на русск. яз.: Гаусрат, Средневековые реформаторы. СПБ, 1899; Федотов, Абеляр, Л., изд. Брокгауза, 1924; см. также А. Штекль, История средневековой философии, M., Изд. В.Я. Саблина, 1912; Пьер Абеляр, История моих бедствий (перев. П.О. Морозова), под ред., с введ. и примеч. проф. А. Трачевского, СПБ, Ильин, 1902. На иностр. языках: P. Baumgartner, Briefwechsel zwischen A. u. H. mit der Leidensgeschichte A., 1894 (Universalbibl.); O. Greard. Lettres completes d'Abelard et d'Helolse, Paris.

С. Васильев.